Работа с родителями в дополнительном образовании
Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе.
Отношения между учащимися, родителями и педагогами построены на основе свободы выбора. Но, как
правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями
дополнительного образования. Отношение родителей к занятиям ребёнка в системе дополнительного
образования нередко носит парадоксальный характер:
- с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребёнок занимался «полезным делом»;
- с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу.
Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения,
его значения в развитии ребёнка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу
рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий
семьи и других социальных институтов. Педагогов дополнительного образования и родителей
объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создание атмосферы доверия и личностного
успеха в совместной деятельности.
Основная цель работы с родителями обучающихся - создание психолого-педагогических
условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов,
родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой
гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной
связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к
социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического
просвещения, обучения, консультирования, профилактики, которые помогают взрослым
осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребёнка,
развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
В процессе развития ребёнка современная педагогика выделяет три сферы:
- образование – (целенаправленное воздействие на ребёнка),
- семью (основной институт социализации личности),
- социум (стихийное влияние «улицы»).
Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы
образования, что определяет необходимость педагогов дополнительного образования
не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех фактов,
определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их
содержательного взаимодействия. Если первичным является отдельный человек,
то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М.Достоевского,
человек и может только «выделаться» в человека. Именно поэтому, и семья должна
выступать помощником общества, и общество должно всемерно помогать, поддерживать
семью.
С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять
основные потребности ребёнка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье.
С точки зрения педагогики и детской психологии, в это понятие включаются
взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности.
Родители испытывают потребность получать поддержку в воспитании своих детей.
Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна
как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего
поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне.
Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается
также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных
детей – родительские функции.
Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени
именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть
своего ребёнка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими
глазами, просто провести время рядом с ним.
Для этого в дополнительном образовании используются активно много форм работы с семьей.